Размер шрифта: A A A
Тип шрифта: Arial Times New Roman
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц

Досудебное обжалование

Система досудебного обжалования — информационная система, разработанная Минкомсвязью России в рамках реализации государственной программы «Информационное общество».

В декабре 2011 года были приняты поправки в Федеральный закон от 27.07.10 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закрепившие процедуру рассмотрения претензий, а также в КоАП, в части установления  административной ответственности чиновников за нарушение прав граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

С 1 января 2012 года с вступлением в силу изменений в 210-ФЗ у местного самоуправления появилась обязанность по рассмотрению жалоб на нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.

Такие жалобы рассматриваются чиновниками в течение 15 календарных дней с момента регистрации.

Также в ноябре 2012 года Правительством РФ утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного обжалования решений и действий чиновников при предоставлении госуслуг.

В настоящее время граждане могут направить жалобу как традиционным способом, по почте, так и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или  официальный сайт органа власти, отвечающего за предоставление государственной или муниципальной услуги, через отдельный портал в интернете, доступный по адресу do.gosuslugi.ru, а также при личном обращении в ответственный за услугу орган власти.

Процедура следующая: гражданин подает жалобу в орган, предоставивший услугу. Требования к жалобе минимальны, поэтому помощь юристов и консультантов для подготовки жалоб не требуется. Если жалоба удовлетворяется, материалы по результатам жалобы направляются в прокуратуру. Если претензия не удовлетворена, гражданин может обжаловать отказ в суде. В случае признания судом неправомерности отказа, к ответственности привлекается государственный служащий, отказавшийся удовлетворить жалобу. 

Муниципальный служащий и работник МФЦ несут ответственность за качество предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц и работников многофункциональных центров за несоблюдение порядка процедур и сроков, за требование документов, информации и платы, не предусмотренных административными регламентами и иными нормативными правовыми актами. Благодаря данным изменениям в законодательстве жалобы оперативно рассматриваются под контролем органов прокуратуры, а общее количество обращений граждан как в органы власти, так и в суды, значительно сократилось.

Важно помнить, что досудебное обжалование нарушения порядка предоставления государственной и муниципальной услуги представляет собой альтернативу обращению в суд и не является обязательным этапом. Заявитель вправе самостоятельно решить, в каком порядке обращаться за восстановлением своих нарушенных прав. Однако досудебное обжалование позволяет это сделать более оперативно, чем судебные процедуры.